Листки нетрудоспособности выдаются при временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой, а также в связи с уходом за ребенком в возрасте до трёх лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком; уходом за больным членом семьи; карантином; беременностью и родами; протезированием с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия; усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до 3 месяцев или установлением над ним опеки.

В случае временной нетрудоспособности листок нетрудоспособности выдается в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.07.2002 г. № 52/97, которая регулирует порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, удостоверяющих временную нетрудоспособность, беременность и роды и подтверждающих временное освобождение граждан от работы, учебы и другой трудовой деятельности, обусловленное медицинскими причинами и социальными факторами, предусмотренными действующим законодательством.

Листок нетрудоспособности, выданный и оформленный в соответствии с вышеуказанной инструкцией, является основанием для назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Временная нетрудоспособность возникает при острых заболеваниях (травмах), кризисных состояниях, обострении (декомпенсации) хронических заболеваний, когда осуществление трудовой деятельности больным не доступно или противопоказано.

         Листок нетрудоспособности выдается работникам из числа граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, работающим в организациях независимо от их форм собственности, а также лицам, занимающимся предпринимательской или иной деятельностью, при условии уплаты страховых взносов в фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

         Листок нетрудоспособности выдается безработным, состоящим на учете в государственной службе занятости, в период выполнения ими общественных работ.

Листок нетрудоспособности выдается работникам из числа граждан государств-участников СНГ в случае возникновения у них временной нетрудоспособности в период пребывания на территории Республики Беларусь.

         Листок нетрудоспособности выдается лицам, у которых временная нетрудоспособность наступила в период работы (осуществления предпринимательской и иной деятельности) и длилась после её оставления.

         Листки нетрудоспособности выдаются и продлеваются государственными организациями здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности и негосударственными организациями здравоохранения, имеющими специальное разрешение (лицензию) на проведение экспертизы временной нетрудоспособности и выдачу листков нетрудоспособности. Специальное разрешение (лицензия) выдается по совместному решению Минздрава и фонда на срок, не более 5 лет в соответствии с законодательством.

         Листки нетрудоспособности выдаются по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего личность пациента, организацией здравоохранения по месту жительства, а при наличии ведомственных организаций здравоохранения – также и по месту работы, учебы, службы или по месту закрепления пациента для медицинского обслуживания.

         В случае обращения за медицинской помощи пациентов, временно утративших трудоспособность в организацию здравоохранения вне места их постоянного обслуживания, листок нетрудоспособности выдается только с разрешения главного врача (руководителя) или лица, исполняющего его обязанности.

         Листок нетрудоспособности выдается лечащим врачом после личного осмотра больного со дня установления временной нетрудоспособности, в том числе в выходные и праздничные и в день увольнения, в период отпусков (трудового, социального).